Беспилотники, вооруженные боевыми лазерами, могут появиться уже в 2017 году


Рассматривая перспективные виды вооружений для собственного БПЛА, разработчики Predator не ограничиваются только лишь ракетами Hellfire…

24 сентября 2015
 
Летающие военные роботы, вооруженные мощными лазерами — такое будущее будоражит умы и внушает ужас. И, возможно, оно наступит всего через пару лет.

Компания General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI), которая разрабатывает БПЛА Predator и Reaper, проводит финансируемое из частных источников исследование по интеграции 150-киловаттного твердотельного лазера на беспилотный Avenger (или Predator-C). Если результаты окажутся успешными, БПЛА с высокоэнергетическим лазером станет реальностью уже в 2017 году.

«В настоящее время финансируется разработка лазерного модуля, который можно установить на летательном аппарате, и изучение возможности его установки на Avenger, — пояснил Майкл Перри (Michael Perry), вице-президент отдела Mission Systems в GA-ASI. — Мы надеемся, что финансирование этой работы будет продолжаться».

Компания General Atomics Aeronautical Systems в основном известна как разработчик MQ-1 и MQ-9, БПЛА, составляющих основу беспилотных ударных сил Пентагона, но не работами в области лазеров. Однако в июне компания предоставила Минобороны США 150-киловаттный жидкостный лазер для проведения всесторонних испытаний на ракетном полигоне Уайт-Сэндс. Для сравнения, 30-киловаттный лазер, установленный на американском десантном корабле Ponce, находящемся в Персидском заливе, обладает достаточной мощностью, чтобы уничтожить вражеский беспилотник или прожечь дыру в лодке. Помимо пятикратного увеличения мощности, значительное увеличение качества лазерного луча дает намного более высокую летальность, чем система, установленная на Ponce.

Сочетание этих двух технологий — это не просто установка лазерной пушки под крыльями беспилотника. Уничтожение цели посредством лазера, установленного на вибрирующей платформе, быстро движущейся по воздуху, содержащему пыль и мелкие частицы других веществ, сложнее, чем запуск ракеты Hellfire с движущегося летательного аппарата.
«Перед тем, как потратить средства на лазер, надо доказать, что вы можете захватывать, идентифицировать и отслеживать интересующие вас объекты, перед тем как навести на них лазер, — рассказывает Перри. — Надо иметь возможность компенсировать атмосферные оптические искажения».

После решения проблемы наведения, на первые план выходят уже иные законы физики. Лазеры 150-киловаттного диапазона имеют большие габариты, вес и потребляют много энергии. Сокращение этих параметров до приемлемых уровней остается важнейшим препятствием на пути к вооружению авиаплатформы лазерами. Уже один только вес 150-киловаттного лазера не способствует его размещению на MQ-1. Инженерам пришлось искать решение, исходя из того, что полезная нагрузка Predator-C не должна превышать 1300 кг.

Компания GA-ASI разработала систему питания лазеров, установленных на БПЛА, которая работает почти так же, как гибридный двигатель автомобиля. «Можно использовать силовую установку летательного аппарата для зарядки промежуточной системы аккумуляции энергии, а уж она используется для активации лазера для нанесения удара», — пояснил Перри. По его словам, имеющаяся на сегодня конструкция может совершать 5-6 «выстрелов» без необходимости перезарядки, для которой затем требуется несколько минут: «Если между отдельными импульсами лазера проходит достаточное количество времени, перезарядка вообще не потребуется».

Пока GA-ASI занимается исследованием описанным выше, военные изыскивают свои возможности. Агентство противоракетной обороны (MDA) профинансировало исследование по средствам слежения и целеуказания для БПЛА.

«Работа, которую мы проводим с Reaper компании General Atomics и работа, которую мы провели с Phantom Eye от Boeing, показывают, что это выполнимая задача — в том, что касается необходимых нам средств дальнего обнаружения и отслеживания», — рассказывает директор MDA вице-адмирал Джеймс Сайринг (James Syring).
«Наши исследования в области боевых лазеров финансировались много лет. Мы ушли дальше, чем другие, поскольку работали над этим длительное время, лет пятнадцать. Теперь исследованиями лазеров с высокой энергией излучения занимаются все и это похоже на своеобразную утечку информации», — комментирует ситуацию Перри.

Но у GA-ASI есть другое преимущество перед конкурентами в соревновании по созданию вооруженных лазерами БПЛА: она производит станции наземного управления, включая комплекс нового поколения, который, как надеется Пентагон, упростит рутинную работу управления беспилотниками. 

«Мы показали, что управление лазером может осуществляться при помощи новой наземной станции, — рассказывает Перри. — С аппаратной точки зрения, в станции есть все средства для управления лазером». Вместе с тем беспилотникам, вооруженным лазерами, по его словам, потребуется полностью новое программное обеспечение. И это еще не все: «Будет полностью новая концепция выполнения задач. Потребуется совершенно новая подготовка».

Если GA-ASI — или какая-то другая компания — добьется успеха в использовании лазеров как оружия, устанавливаемого на летательных аппаратах, то такая компания будет первопроходцем в области боевого применения тактических БПЛА средних размеров. Перри предлагает совершенно иное использование таких беспилотников, нежели просто барражирование и поражение целей: «Мы получим средство ближней авиаподдержки, прикрытия с воздуха, проведения воздушных контратак, и даже некоторые виды нелетальных применений. Мы реально расширим область их использования… Но сейчас это преимущественно оборонительные задачи». 



Что еще почитать