Пентагон разрабатывает лазеры сбивающие межконтинентальные баллистические ракеты


Агентство ПРО запросило $1.3 мдрд на новый лазер, который будет сбивать МБР в воздухе «до 2020-го года»

01 февраля 2016
 
В Петагоне уверены, что недавние прорывы в сфере технологий направленной энергии могут привести к тому, что новая система противоракетной обороны на их основе будет разработана уже к концу этого десятилетия. Потенциально это означает создание абсолютно нового типа вооружения — беспилотных летательных аппаратов, оснащенных мощными лазерами, способных уничтожать вражеские МБР в воздухе, — который совершенно изменит баланс сил.

По славам главы Агентства ПРО вице-адмирала Джеймса Сиринга, Министерство обороны США планирует вернуться к идее создания, по сути, летающих лазеров, которые бы могли сбивать баллистические ракеты еще на стадии разгона. В 1996-м году уже было вложено 5 миллиардов долларов в аналогичную программу — ABL(Airborne Laser — Летающий лазер), однако она была закрыта в 2009-м из-за чрезмерной стоимости и технологических вопросов.

Courtesy: US Air Force This is the older Executive Update, but it includes the information that everyone asked about with the laser targeting etc... The Unit...
На конференции в CSIS 19-го января Сиринг сообщил, что «Мы серьезно увеличили бюджет нашей программы и сейчас изучаем, что еще нужно для ее дальнейшего развития». Он также рассказал подробнее о тех шагах, которые в прошлом году Агентство пообещало исполнить, чтобы «доказать готовность технологии (направленной энергии - прим. technowars) к осуществлению противоракетной обороны к 2020-му году».


В прошлом феврале Агентство ПРО отправило в Конгресс запрос на финансирование проектов по разработке технологий направленной энергии в размере 50 миллионов долларов в 2016-м финансовом году. Из них 30.2 планировалось потратить на уже ведущуюся разработку двух различных лазерных технологий, а 19.8 — на беспилотное летательное средство для демонстраций. Согласно бюджетным документам Агентства, в следующие 5 лет на развитие этих технологий будет потрачено более полумиллиарда долларов. При этом, Сиринг сообщил Конгрессу, что с учетом засекреченного финансирования потратить планируется куда больше.

На мартовском слушании подкомитета Белого дома по вооружению ВС на вопрос о том, какая сумма требуется программе для разработки технологий направленной энергии «с максимально возможной скоростью», Сиринг ответил следующее: «Мы запрашиваем более 1,3 миллиарда долларов как публичного, так и секретного финансирования, что на несколько сотен миллионов больше, чем в прошлом году». Согласно стенограмме слушания, он также добавил, что эти 1.3 миллиарда будут распределены «правильно с точки зрения баланса ресурсов».
Boeing YAL-1 (англ. Boeing YAL-1 (ABL, AirBorne Laser)) — экспериментальный боевой самолёт, способный с помощью мощного бортового лазера уничтожать различные объекты противника. Самолёт разработан на базе Boeing 747-400F. Планировался как элемент системы, предназначенной в первую очередь для перехвата баллистических и крылатых ракет с ядерной боевой частью. Программа была закрыта в 2009 году в связи с сокращением военного бюджета
В конце концов, Сенат одобрил выделение лишь 26 миллионов на разработку лазеров в 2016-м финансовом году и полностью отказался выделять средства на создание летательного средства. Несмотря на это, на конференции в CSIS Сиринг говорил о том, что Агентство ПРО планирует продолжать работать над технологиями, чтобы к моменту принятия решения по бюджету на 2019-й финансовый год результаты были достаточно убедительными и программе было выделено полноценное финансирование.

Потенциально, лазеры могут дать ВС США новый способ обнаружения и уничтожения вражеских БР, который будет куда дешевле современной системы перехватчиков наземного и морского базирования, которые атакуют цели либо на средних, либо на последних стадиях полета. Бюджетные документы Агентства ПРО на 2016-й финансовый год говорят о том, что оно собирается сотрудничать с ВВС, которых лазеры интересуют в рамках разработки истребителей следующего поколения, а также с Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA).

Boeing’s Directed Energy expertise extends from the High Energy Laser Mobile Demonstrator, a large truck that can track and destroy mortar rounds, to the Maritime Solid State Laser System, which resides on a ship and can hit incoming weapons.
Мероприятие в CSIS спонсировала компания Boeing, которая должна была разрабатывать дрон для вышеупомянутого противоракетного лазера, а также была одним из основных подрядчиков в программе 1996-2009-го года. На конференции было показано видео испытаний 2010-го года, в ходе которых лазер, запущенный с модифицированного боинга 747, уничтожил баллистическую ракету ближнего действия. «Это доказало, что при достаточной мощности, качестве лазера и высоте полета перехват баллистической ракеты … теоретически возможен» — заявил Сиринг.

После этого вице-адмирал продолжил распространяться на тему того, с каким большим количеством сложностей придется столкнуться при разработке подобного оружия, однако в отправленных Агентством ПРО в Конгресс документах все выставлено в совершенно ином, куда более оптимистичном свете.

«Опыт, полученный нами в ходе той первой успешной попытки, открыл нам путь к новому оружию, которое будет выглядеть как беспилотник, оснащенный компактным высокоэффективным лазером, способный длительное время находиться в воздухе на большой высоте над облаками, рассеивающими направленную энергию,» говорится в одном из документов, отправленных в Конгресс Агентством ПРО в феврале 2015-го года. «Полет на низкой скорости в сравнительно спокойных условиях на высоте в 18км серьезно упрощает задачу наведения луча и снижает требования к компенсации атмосферных помех, вызвавших столько проблем в предыдущей программе».

Используя предыдущий опыт и «научные прорывы лучших лабораторий нашей страны», Агентство ПРО «создает пошаговую «дорожную карту», которая докажет, что технология будет готова к применению в 2020-м году» — заявило Агентство Конгрессу в прошлом году.

После закрытия программы ABL Агентство ПРО продолжило финансировать две технологии лазеров: Лазер на парах щелочных металлов с диодной накачкой (Diode Pumped Alkali Laser System - DPALS) в калифорнийской Ливермольской национальной лаборатории и Комбинированный волоконный лазер (Fiber Combining Lasers - FCS) Лаборатории Линкольна в Массачусетском технологическом институте. По информации Агентства ПРО, обе технологии «достаточно многообещающи».

The NIF and Photon Science Directorate at Lawrence Livermore National Laboratory conducts cutting-edge research in the fields of laser inertial confinement fusion, high energy density physics, and advanced photonics for the advancement of national security, energy security, discovery science, and national competitiveness.
На данный момент, результатом их работы стали лазеры, которые, занимая меньше места, выделяют больше энергии, чем энергетический луч ABL, выдаваший один киловатт на 55 кг веса, по словам Сиринга.

Он также сообщил, что DPALS из Ливермольской лаборатории достиг показателя в 35 кг на киловатт, а FCS из лаборатории Линкольна — 40 кг на киловатт. Сиринг сказал, что обе технологии будут куда более эффективны в применении.

«Если мы хотим получить платформу, которая будет находиться в воздухе на большой высоте несколько дней или недель, то показатель должен опуститься ниже 5 кг на киловатт», говорил вице-адмирал на конференции в CSIS. «Как уменьшить волоконный усилить, каким образом уменьшить размер всего устройства, чтобы оно могло быть применимо?»

Собственно, именно на поиск ответа на это вопрос и пойдут выделенные 26 миллионов долларов.
Согласно бюджетным документам, «Основные инвестиции пойдут на уменьшение соотношения веса к киловатту мощности до уровня от 5 до 1 кг на киловатт».

В частности, Агенство ПРО ожидает, что лаборатория Линкольна завершит разработку и «начнет создание и интеграцию комбинированного волоконного лазера (FCL) с соотношением веса и мощности 5 кг на киловатт» в 2016-м году. Если верить бюджетным документам, то уже была проведена «успешная» демонстрация лазера на этой технологии мощностью в 34 кВт.

Национальная лаборатория Ливермоля же должна будет продемонстрировать работающий лазер на технологии DPALS мощностью в 30 кВт. Пока успешные испытания проводились лишь с мощностью 10 кВт. Также эта лаборатория должна будет начать работу над «системой доставки усиливающих ячеек и накачки» для лазера мощностью 120 кВт.

Помимо вышеупомянутых двух лабораторий, в своем запросе на выделение бюджетных средств Агентство ПРО говорит о том, что его «Многие партнеры из индустрии также продолжат работать над выскомощными лазерами."

«Агентство ПРО выберет лучшую из технологий, разработанных научными лабораториями или представителями индустрии, для проведения демонстрации в 2019-м финансовом году и критического анализа проекта в 2020-м» - говорится в документе.

В 2009-м году из-за «серьезных проблем со стоимостью и технологических вопросов» тогдашний министр обороны США Роберт Гейтс отменил постройку второго тестового самолета, а первый 747-й перевел в ведение Главы подразделения исследований и новых разработок Министерства обороны, после чего он был переименован в Летную платформу для испытания лазеров (Airborne Laser Test Bed - ALTB).

Решение о сведении этой программы на нет было также продиктовано вопросами того, как применять подобную систему. «Концепция ABL такова — давайте предположим, что наша цель Иран — что орбита летательного аппарата, им оснащенного, находилась бы практически целиком внутри границ Ирана» - заявил Гейтс в своем докладе Конгрессу 13-го мая 2009-го года. «Это, наверное, будет слегка проблематично».

Модифицированный Boeing 747 сейчас находится в аризонской пустыне и не используется.

Что еще почитать