Беспилотник стоимостью 1,5 миллиона долларов сбежал от американских военных

Загадка тысячекилометровой одиссеи военного дрона над западным побережьем США

Загадка тысячекилометровой одиссеи военного дрона над западным побережьем США

29 марта
 
БПЛА сухопутных войск США, запущенный 31 января на юге Аризоны, потерял контроль и отправился в свободный полет — без человеческого вмешательства. Через десять дней его нашли разбившимся об дерево под Денвером.
Инцидент вызвал много вопросов. Из них два основных: как БПЛА Shadow RQ-7Bv2 смог превысить стандартную дальность полета в 120 км, а также как американские военные могли не знать, где находится их машина, в течение 10 дней?

Как заявила официальный представитель Форта Хуачука Таня Линтон, операторы потеряли связь с устройством практически сразу после запуска из катапульты. Она подтвердила, что БПЛА на протяжении всего пути никто не контролировал. 

Данный беспилотник использовался в учениях солдатами второй ударной бригады 7-й пехотной дивизии базы Льюис-Маккорд, расположенной Вашингтоне. Учения проводились в Форт Хуачуке в Аризоне, сообщил официальный представитель дивизии - подполковник Фредрик Уилльямс.

После того, как связь с устройством была потеряна, первичный поиск в округе ничего не обнаружил, и военные пришли к выводу, что он разбилось неподалеку, — об этом заявила Линтон на пресс-конференции за неделю до того, как БПЛА обнаружили.

Позже официальные лица сообщил, что солдаты из Форт Карсона в Колорадо обнаружили устройство и отправят его на базу Льюис-Маккорд по железной дороге.

Вопросы, на которые пока нет ответа 

До сих пор неизвестно, как воздушное судно стоимостью в $1.5 миллиона и дальностью полета в 120 км пролетело в 8 раз большую дистанцию.
Беспилотник Shadow RQ-7Bv2 — летательный аппарат весом в 200 кг, размах крыльев — 6 метров. Используется, в основном, в автономном режиме — с предварительно заданными нагрузкой, высотой и скоростью ветра. Пол Стивенсон, представитель авиационного подразделения сухопутных войск США, также сообщил, что эти настройки может вручную изменять оператор, находящийся в пункте управления на земле. С ним в паре работает оператор, ответственный за управление камерой наблюдения в реальном времени.
Согласно данным, указанным производителем — Textron Systems — Shadow передает и получает данные по прямой связи с пунктом управления на земле, и действует эта система только в зоне прямой видимости. Стоит отметить, что существуют другие типы дронов, которыми можно управлять из любой точки мира через спутниковую связь.

Соединение, напомним, было потеряно практически сразу после запуска устройства. Пол Шаррэ, который раньше занимался вопросами БПЛА в Пентагоне, а сейчас возглавляет программу «Будущее боевых действий» в Center for New American Security, рассказывает, что большинство подобных аппаратов определенным образом запрограммированы на случай потери сигнала. 
Textron Systems’ Shadow Tactical Unmanned Aircraft System (TUAS) is a proven workhorse with customers including the U.S. Army, Marine Corps, Special Operatio...
Например, устройство может просто оставаться в воздухе до того момента, как соединение будет восстановлено. ПО Shadow в такой ситуации может самостоятельно вернуть аппарат к точке запуска, однако, судя по данному инциденту, программа не сработала.

«Вполне вероятно, что он просто продолжил лететь в последнем заданном направлении» - говорит Шаррэ. «Ничего необычного в потере сигнала нет, но обычно это должно быть предусмотрено при разработке.» Он также добавил, что инцидент в Аризоне поднимает один из основных вопросов по поводу использования БПЛА: «Даже с хорошей связью, но без человека на борту у вас не будет такого же уровня оперативной осведомленности. И если вы потеряете сигнал, то не факт, что удастся восстановить контроль над аппаратом. С человеком подобного не случается. Только если он сойдет с ума или дезертирует — а это происходит весьма редко.» 

Шаррэ также отметил, что, если действительно не сработала программа, то это может говорить о том, что она не смогла правильно отреагировать на изменившиеся условия: «Когда программа попадает за рамки своих основных параметров, она достаточно быстро ломается.» 

Тысячекилометровая одиссея 

Civil Air Patrol удалось установить весь маршрут обреченного Shadow.
Сначала, от Форт Хуачуки в южной Аризоне, он полетел на восток. На границе с Нью Мехико сделал 90-градусный поворот на север, пролетел над национальным парком Гильда, дальше — над малонаселенными территориями и резервациями индейцев.
Система Civil Air Patrol потеряла сигнал Shadow в районе южной границы Колорадо, когда он влетел в гористый регион — это было на 10-й минуте 6-го часа полета. Об этом сообщил подполковник Джон Хендерсон, заместитель командира аналитического подразделения Civil Air Patrol, которое как раз занимается отслеживанием и анализом местоположения различных ЛА перед крушением.

По словам Хендерсона, аппарат должен был поддерживать высоту полета в 3500 метров, чтобы пролететь над горами. К этом моменту — пролетая мимо Навахо-сити, Нью Мехико — Shadow преодолел уже около 640 км. 

Как сообщает AP, в итоге в 370 км от Навахо Сити — под деревом у городка Эвергрин, неподалеку от Денвера — нашел проходивший мимо турист. 

Приблизительная дальность полета составила 1017 км. И почти все это — без участия человека. 

По словам Пола Шаррэ, это вполне возможно — топлива достаточно для более, чем 9 часов полета. По данным National Weather Service, 31 января Shadow мог помочь и сильный попутный ветер. 

Нужно взглянуть на технологию по-новому 

Представитель Textron Морган Стритцингер отказалась подтверждать информацию о том, что у компании было несколько разговоров с армией по поводу того, что их устройства могут бесконтрольно пролететь большую часть США и упасть с высоты в 3500 метров неподалеку от 19-го по населению города страны.

Кстати, это не первый инцидент с Shadow за последние годы. В 2014-м аппарат потерпел крушение в Пенсильвании и его сбила машина. А в 2011-м Shadow и транспортный С-130 столкнулись в воздухе над Афганистаном.

При этом Shadow, который используют и морские пехотинцы, активно применяли в Афганистане и Ираке. Представители вооруженных сил ранее сообщали, что в Ираке аппарат используется в разведывательных целях в операциях против ИГИЛ.

В рамках плана по реструктуризации от 2014 года Shadow должен будет заменить в разведывательных операциях вертолеты OH-58 Kiowa Warrior. Предполагается, что к 2019-му году все десять дивизионных авиационных бригад будут укомплектованы Shadow и Apache AH-64.
Пол Шаррэ считает, что с ростом применения беспилотных аппаратов нам нужно заново оценить эту технологию.

Что еще почитать